Доброго дня всем предпринимателям,
На протяжении последних нескольких недель особой популярностью на официальном форуме EVE Online пользовались обсуждения текущей ситуации на внутриигровом рынке. Ситуация и в самом деле получилась интересной — а в ближайшее время она обещает стать ещё интереснее, поскольку в игре будут реализованы изменения, анонсированные в начале апреля.
С точки зрения влияния обновления «Крусибл» на экономику «Евы» его можно считать вполне успешным; на графике №1 наглядно показан рост производимого игроками валового продукта в период с октября 2010-го года по март 2012-го.
График №1: на этом графике отображена суммарная стоимость производимых игроками товаров. Общая номинальная величина валового продукта откладывается по шкале у левого края графика, величина валового продукта в пересчёте на одного игрока — по шкале у правого края графика. Обратите внимание на резкий рост валового продукта в конце ноября прошлого года, совпавший по времени с выходом «Крусибл».
За ноябрь-декабрь прошлого года величина валового продукта в пересчёте на одного игрока выросла на 28% — и продолжает расти. Это объясняется не только увеличением объемов производства, вызванным появлением на рынке линейных крейсеров третьего поколения, но и общим ростом активности игроков — в игру вернулись ветераны, пришло множество новичков. Увы, за всё это веселье надо платить, о чём отлично известно любому экономисту; в данном случае мы наблюдаем рост темпов инфляции, обусловленный увеличением совокупного спроса. Само собой разумеется, что этот вопрос тесно увязан с вопросом соблюдения баланса между средствами увеличения и уменьшения денежной массы, однако здесь мы останавливаться на нём не будем — он подробно разобран в этой презентации.
Эффект от выхода «Крусибл» и анонса «Эскалации» некоторым образом отличается от доступных нам исторических данных. В 2010 и 2011 годах основной причиной инфляции было колебание цен на сложные в производстве предметы — такие, как корабли категории Tech 3, модули категории Tech 2 и лунные минералы. С выходом «Крусибл» ситуация изменилась на диаметрально противоположную — сильнее всего выросли цены на базовые минералы и продукцию категории Tech 1.
Всё началось с роста цен на мексалон, вызванного его потреблением в процессе производства линейных крейсеров третьего поколения — на графике №2 видно, что в ноябре 2011-го этот минерал резко подорожал.
График №2: индекс цен на базовые минералы; за основу приняты цены по состоянию на март 2011-го года. В ноябре начинает дорожать мексалон (из-за спроса со стороны производителей линейных крейсеров третьего поколения, которым он нужен в больших количествах), в декабре из-за роста общего спроса к мексалону присоединяется тританиум. В марте начинают расти цены на прочие минералы — так рынок реагирует на информацию о грядущей «Эскалации».
Одновременно с этим начал дорожать тританиум; рост цен на этот минерал не прекратился и по сей день. Это объясняется не только увеличением спроса на продукцию категории Tech 1, но и действиями спекулянтов, ведущих его массированную скупку. Они же повинны в мартовском росте цен на зидрин и морфит; судя по всему, игроки реагируют на запланированные нами изменения (полная переделка дрон-регионов, изменение ассортимента предметов, получаемых с подбитых кораблей) в полном соответствии с нашими ожиданиями — рынок становится более непредсказуемым. Будет интересно посмотреть, как он приспособится к новой ситуации; кое-кто уже называет её «хаосом», своего рода прологом к настоящему «Инферно»!
График №3: изменение цен на корабли категории Tech 1 (в период с января 2010-го года по март 2012-го). Нынешний рост цен сопоставим по масштабам с ростом цен в начале 2011-го года, связанным с выходом обновления «Инкёршн». Начало «Эскалации» сильно скажется на рынке минералов — и, как следствие, на тесно связанном с ним рынке базовых моделей кораблей.
На графике №3 показано, как меняются цены на корабли категории Tech 1; пока что их росту, начавшемуся в конце прошлого года, не видно конца, однако в целом он очень похож на рост цен, связанный с выходом обновления «Инкёршн».
Все вышеперечисленные изменения происходят достаточно резко, однако их природа не представляет для нас никакой загадки — более того, они полностью соответствует нашему пониманию текущей ситуации в игре. Конечно, мы не умеем предсказывать будущее, но мы точно знаем, что впереди нас ждут интересные времена — нас и всех тех, кто готов рисковать, играя на рынке.
Удачи!
CCP Dr. EyjoG