Дев блог → Фикшн-портал запущен

«Я пусти-и-ил тебя на кора-а-абль, а наза-аа-аа-втра ты меня по-о-о-днула...»

В 2010-м я написал девблог по поводу того, почему мы временно приостанавливаем хроники, и что станет одним из моих новых проектов. Мы назвали этот проект «Погружение», и начинаем его первую фазу. Я хочу рассказать про это подробнее, поделиться тем, что именно мы хотим сделать, что мы уже сделали и какими будут следующие шаги.

Это очень длинный блог, так что вкратце: досрочным рождественским подарком мы запускаем литературную секцию евелопедии, с кучей контента. И — возможно — позже вы найдёте ингейм-линки на эти страницы.

Сеть Торфи

И не спрашивайте о свинье. Мы не говорим о свинье.


Проект Погружение стартовал, когда TorfiFrans, наш главный по творчеству, вызвал меня в кабинет, указал на доску и нарисовал расползающуюся зелёную сеть на её поверхности. Он пояснил, что нам нужно переориентировать наши усилия по созданию бэкграунда и литературного каркаса таким образом, чтобы они были более доступны нашим игрокам и могли ярче и точнее привлекать их внимание. Кроме того, они также должны быть способными привлекать людей обратно с игровой мир; короче, они должны быть более вовлекающими. На тот момент хроники лежали у нас в одной части сайта, ингейм-новости в другой, куча статей лежала в евелопедии, наброски бэкграунда где-то ещё по закоулкам оффсайта — и никакой возможности ознакомиться с этим всем иначе как через несколько лет вдумчивого чтения.

Ушло время на то, чтобы этот проект стартовал. Брейнштормы проносились мимо нас и сквозь нас. На самом деле мы были вовсе не обязаны использовать евелопедию, и это не было очевидно заранее. Мы знали, что хотим подключить к проекту все ингейм-аспекты, и вначале серьёзно обсуждалось, будет ли приемлемо и логично хранить, представлять и оперировать весь этот проект внутри игры. Но по мере работы мы всё яснее осознавали, что ингейм-контакт должен ограничиться следующим: не сам проект, но лишь удобная тропинка к нему. И ещё нам было необходимо убедиться, что нам есть, ЧТО ИМЕННО доставлять — перед тем, как решить, КАК ИМЕННО это делать и добавлять фишечки и фенечки.

Это означало, что нам придётся объединить и собрать наш бэкграунд. Проработать, организовать, отредактировать, переписать огромные массивы данных, накопленные годами, и не загрузить при этом всех этих программистов, дизайнеров и прочих, которые потребовались бы для ингейм-коннекта с нашим миром — и сохранять все возможности для этого подключения, все эти дополнительные вариации и опции. Так, чтобы было можно подключить их позже с минимумом суеты.

В евелопедии уже был фикшн-портал, в котором уже хранилось довольно большое количество нашей литературы. В какой-то момент мы начали работу на отдельном сервере, где хранилась копия всей нашей евелопедии, и бит за битом мы сформировали и развили этот раздел в нечто, исключительным образом приспособленное для удобного использования, полное (и наполняемое), и остающееся стабильным при всех будущих апдейтах. Результат — и я хочу это подчеркнуть — это не инструмент ролеплейщика (хотя он и вполне подходит для этой цели); это инструмент для внятного доступа к информации. Рассказы, новости и всё такое прочее — всё ещё тут и никуда не делись, если кто-то хочет их прочесть.

Результат мы вручаем вам сейчас, с приходящим к нам Рождеством: новый фикшн-портал евелопедии.

Прелюдия

Для начала, мы упорядочили фикшн-портал. Теперь в нём не просто больше контента — об этом позже — мы хорошо поработали над его структурой так, чтобы вы всегда знали, где именно вы находитесь, что именно здесь лежит, и куда отсюда можно идти дальше.

Можно подумать, что мы говорим очевидные вещи — в конце концов, это вики. Здесь есть теги, здесь есть викилинки и всё такое, естественно организовано всё так или иначе будет. Но на самом деле одна из основных задач в разработке фикшн-портала была следующей: создать схему, которая покроет так много бэкграунда Евы, как это только возможно, в читабельном, логичном и доступном для понимания виде, с сохранением возможности ингейм-подключения. Само по себе это не происходит, и по факту в вики очень легко потеряться. Вы терялись в википедии, удивлённо понимая, что не в курсе, как именно перешли от гражданской войны в США к стимуляции сосков? Со мной такое случалось. Может быть вам нравится статья, которую вы читаете в этот момент (а кому нет?), и вы хотите прочесть другие на ту же тему; или возможно вы хотите перепроверить другие темы, коорые вы читали раньше — но это просто невозможно, если вы не хотите кликать по тоннам одинаковых ссылок.

(Официальная википедия в этом плане неплоха, особенно в отдельных областях, и особенно — в научных, где она организована по обзорным схемам. Но когда такой обзорный набор заголовков есть — обычно он следует из существовавшей ранее схемы категоризации).

То, что у нас есть сейчас — это примерно половина дороги между википедией, которая, несмотря на отсутствие иерархии, имеет хорошие связи между статьями и отличный стиль рассказывания — в основном, то, что вы находите, стоит чтения, и TV Tropes, где не так много связей, зато есть внятный и надёжный обзорник, с помощью которого вы можете найти эту хрень без сотен кликов мышки.

Вплоть до сейчас у читателей не было такой возможности. То, что у нас было — это упорядоченные по алфавиту списки статей, имеющих примерное отношение к теме. Некоторые статьи были напрямую экспортированы из игры. И никакой возможности перемещаться по категориям. Если вы хотели, например, прочитать про НПЦ-персонажей — вам пришлось бы открыть все соответствующие страницы и выбрать симпатичную по имени.

(Для ясности: это не ворчание на CCP Ginger и прочих, делавших евелопедию. Они сделали эту штуку с нуля и вбухали туда бесконечные часы в создании, редактировании и организации всего контента на этом сайте. Эта работа означает, что я мог прийти, взять один раздел существующей системы и думать над тем, как его улучшить. В противном случае я столкнулся бы с куда более объемной задачей создания проекта с чистого листа).

То, что у нас есть сейчас — это набор категорий, которые вместе перечисляют и указывают всё то, что вы можете встретить в игровом бэкграунде, и представляют их так, что их легко понять. Вы хотите почитать про НПЦ-наследников амаррского престола? ОК. Клик по НПЦ — Амарр — Королевство и наследники — Современные наследники Амарр — и вы не просто получаете список на руки, но на каждом этапе процесса вы видите похожие статьи. Вы хотите узнать больше по поводу изогена-5, той фигни, которая взорвала планету и по факту стартовала Апокрифу? Мы создали новую секцию, назвав её «Наука и технология», и отсюда вы движетесь к Предметам, затем в Инженерию и индустрию, а здесь также пара дюжин других статей.

Тысячи сияющих точек

ОК, вы можете найти, что вы хотите прочесть. ОК, но это было бы почти что лишено смысла, если бы не было материала для чтения.

Наша волонтёрская команда по бэкграунду, Mercury [Ртуть], рвала задницы, перерабатывая весь этот лор раз за разом и превращая его в нечто более подходящее к форме вики. Это была очень большая задача, так как очевидно, что зачастую она означала просто переписывание текста с нуля, не говоря уже об установке связей с другими кусочками литературы или об устранении противоречий, которые накопились в течение процесса. На данный момент мы обработали почти все хроники (кроме цикла Чёрной горы), некоторую часть наших новостей и какое-то количество ингейм-данных. Мы также перекопировали данные из старой евелопедии, прошлись по ним и переписали различные куски. Мы ещё не дошли до романов, архив новостей тоже пока в стороне. И тем не менее у нас уже сейчас есть примерно тысяча статей.

Повторим: у нас есть примерно тысяча статей. Все они категоризованы, отредактированы, и в ряде случаев смягчены по сравнению с источником.

Это ещё одна важная вещь: мы не просто взяли опубликованную литературу, переписали её и репостнули в вики. Мы поставили перед собой цель: любая вещь, которая не была описана достаточно ярко, должна быть раскрыта и расширена. То, что вы найдёте в фикшн-портале, перемешанным с уже существующим материалом — новые данные, недоступные больше нигде в игровом мире. На самом деле, когда члены этой группы получили разрешение добавлять новые данные к нашему бэкграунду, они приняли этот вызов, и количество их материала — а я испытал его одним из первых, подтвердив и редактировав чуть ли не каждую их статью — просто потрясает. Если вы хотите вложиться в наш бэкграунд и в нашу литературу — команда Mercury очень хорошее место (вы можете подать заявку тут).

Простите, я повторюсь. Тысяча статей, и это ещё не конец!

Вы можете доверять нам

По поводу того, давать людям участвовать в бэкграунде или нет: вы сможете сообщать нам об ошибках, но мы не допустим созданный игроками контент в фикшн-портал в обозримом будущем. Да, я в курсе. Есть несколько важных и неизбежных причин сделать именно так.

Во-первых, это КАНОН, с штампом подтверждения CCP. Следовательно, он не открыт для предположений, расширения или авторских фантазий. Есть несколько других способов для этих вещей — раздел литературы на наших форумах, журнал E-ON, проект Арек’Джаалан от CCP Dropbear, различные конкурсы и соревнования, которые игроки сами себе организуют, и я уже молчу про ваши сайты, блоги и прочее — и мы хотим, чтобы фикшн-портал был местом, где вещи публикуются тогда и только тогда, когда они отредактированы, подтверждены и соотносятся с остальным бэкграундом от CCP. Если оно лежит тут — это канон.

(И мы молчим про риск саботажа: я не хочу, чтобы кто-то кликнул по ингейм-линку, который ведёт на страницу евелопедии, содержащую много ценных данных про калдари — и вместо этого на данный момент содержит линк на goatse в высоком разрешении. Если вы не знаете, что такое goatse, и вы на работе — идите и погуглите. Мы подождём. Вы можете доверять нам; мы тоже играем в Еву.)

Во-вторых, да, мы могли бы сделать фикшн-портал модерируемым и просто контролировать все изменения, приходящие от игроков. В теории. А на практике — не вариант. Мы вкладываем силы в ряд вещей — особенно в эти дни, когда мы переключились на то, что на самом деле имеет значение — и загружать себя лишней работой просто недопустимо и невозможно. Сейчас. Однако, мы планируем запустить процесс, в котором Хорошие Вещи из проектов типа Арек’Джаалана продвигаются, полируются, подтверждаются Большой Красной Печатью и публикуются на фикшн-портале в качестве канона. У вас всегда будет возможность дать нам знать про ошибки или неточности; просто используйте вкладку Обсуждение, связанную с каждой страничкой Евелопедии.

Третье, по касательной к этому последнему кусочку: дело не только в объёме работы. Это приведёт к потере фокуса. Например, мы собираемся прилинковать контент к геймдизайну, и как часть этого — мы намереваемся опираться на проекты друг друга. Предположим, гейм-дизайн решит, что следующий экспаншн будет крутиться вокруг... ну, например, гуристас*. Вносится пачка новых кораблей, фич, миссий, прочего контента. То, что мы хотим в плане евелопедии — это сфокусироваться на написании цикла статей по теме гурист, чтобы как следует расширить эту область нашего бэкграунда и прилинковать её к остальному содержанию экспаншна. И при этом мы определённо не хотим решать судьбу кучи новых или изменённых статей по всей территории проекта.

(Повторю: вы действительно хотите работать над бэкграундом? Вступайте в Mercury!

* Не будет.

Что дальше?

ОК, помимо новой упаковки контента, что мы будем делать дальше? ОК, для начала, различные разделы фикшн-портала всё ещё требуют полировки. Здесь будут статьи, размещённые не там, категории с опечатками, ссылки на несуществующие статьи тут и там, орфографические и синтаксические ошибки, ускользнувшие от наших глаз. И так далее. Это живой проект с живыми недостатками, и его правильное развитие — намного более сложная задача, чем вы можете себе представить. Мы можем случайно потерять некоторые недавние изменения к каким-то страницам; так что если вы считаете, что что-то потерялось — отпишитесь об этом на странице обсуждения, и мы посмотрим.

Более ограниченный проект — таймлайн. Мы намерены его полностью переработать, так что он будет опираться не на вопрос «когда» (в году ххххх произошло то-то), а на вопрос «что». Это означает, что нам придётся переписать всё, что там есть, и добавить бэкграунд, скрепляющий все куски вместе.

"Не-техническая" секция — это вариант для «всего остального», что не лезет ни в какую другую категорию, и я пока не решил, как её следует категоризовать. Все другие категории более-менее упорядочены, хотя и могут измениться, если на то появятся причины. Это постоянно эволюционирующий сайт и мы будем менять его, если почувствуем необходимость.

И наконец, существует ингейм-связь. На данный момент она исключительно теоретическая — как я говорил в начале, мы хотим, чтобы фикшн-портал был самодостаточен и независим — но он развивается намного быстрее, чем я ожидал, и мы обсуждаем ряд функций и фич, которые могли бы более ясно довести до игроков существование фикшн-портала.

Например, причина, по которой мы организовали контент «точечным» списком — не только то, что так он лучше передаёт иерархию. Так мы можем организовать «передаточную цепь» с евелопедией, ту, что всегда работала одинаково для всех категорий, так что если мы линкуем евелопедию изнутри игры, линки всегда приведут вас на тот же самый уровень. Сейчас мы работаем над тем, как ввести эти линки в игру. Должны ли они быть в описании предметов? В текстах миссий? Должны ли мы написать (или сгенерировать) биографии агентов, данные о планетах, схемы станций, и пролинковать всё это? Стоит ли нам внедрить принципиально новую систему доставки контента? Мы думаем и смотрим, и некоторые моменты ближе к реальности, чем другие.

А пока — пожалуйста, посмотрите на то, что мы сделали и отпишитесь, что вы об этом думаете, в комментах к этому девблогу, или в литературном разделе офф-форума. И спасибо за чтение.

Перевод © Clancy


Написать комментарий
 
EVE Online and the EVE logo are the registered trademarks of CCP hf. All rights are reserved worldwide. All other trademarks are the property of their respective owners. EVE Online, the EVE logo, EVE and all associated logos and designs are the intellectual property of CCP hf. All artwork, screenshots, characters, vehicles, storylines, world facts or other recognizable features of the intellectual property relating to these trademarks are likewise the intellectual property of CCP hf. CCP hf. has granted permission to EVE-RU to use EVE Online and all associated logos and designs for promotional and information purposes on its website but does not endorse, and is not in any way affiliated with, EVE-RU. CCP is in no way responsible for the content on or functioning of this website, nor can it be liable for any damage arising from the use of this website.