Он лежит посреди золотого поля. Солнце, еще невысокое, нежно греет его. Пшеница уже вызрела, и, лёжа, он видит как длинные налитые колосья тянутся к небу.
Он поднимает руку и тоже тянется туда. Затем опускает и вглядывается вдаль, в небеса.
Не раз он плакал от безысходности. На самом деле всё, чем он жил, происходило во сне… или где-то ещё. И не с кем было поделиться.
Иногда он дотрагивается до маленького шрама за ухом — там, где они проникают.
***
Известно, что вещи, привлекающие наше внимание, те, на которые мы сильнее всего реагируем — это то, что потрясает нас. У нас есть время осмыслить то, что происходит медленно и неотвратимо, но когда что-то наскакивает неожиданно — времени на обдумывание не остаётся. Вы не успеваете спрятаться за барьером сознания и реагируете инстинктивно. Если угроза исчезает так же быстро, как появилась, то эта мимолётная реакция — совершенно впустую.
Также известно, что высокоорганизованным существам, развившим способность абстрактного мышления и воображение, можно угрожать множеством разнообразных способов, по сравнению с ползающими в траве примитивными созданиями.
***
Неконтролируемые бессвязные мысли — признак безумия. Этот симптом можно вызвать искусственно.
***
Он совершенно не мог вспомнить, как попал сюда. Это было… будто бы он долго шёл, но не чувствовал себя уставшим, как это должно быть после длительных прогулок по полям. Возможно, он просто видит сон и никак не может проснуться?
Длинный пшеничный колос, слишком тяжёлый, чтобы стоять прямо, и полагающийся на поддержку собратьев, склоняется над созданной его телом пустотой. Он поглаживает его, крепко хватает двумя пальцами, отрывает от стебля, кладёт в рот и вяло жуёт. Нет никакой спешки. И никогда не было.
Несколько месяцев назад он украл кое-что. Это было спонтанное решение, совершенно ему несвойственное. Работая поздно ночью, он нашёл какие-то документы и запихнул их в карман жилета. Что собирался с ними делать, он не помнил. Наверное ничего… он украл не из-за конкретной цели, скорее просто ради самой идеи. Его размышления блуждали от возможного шантажа до того, чтобы просто вернуть бумаги на место.
Он всё ещё пытался определиться, когда они пришли за ним. Это было обиднее всего: он пока ничего не сделал! Он взял документы и сожалел, он же не был плохим человеком! Он не был предателем.
Они не поверили.
***
Неконтролируемые бессвязные мысли — признак безумия. Этот симптом можно вызвать искусственно.
***
Он видел иглы и другие блестящие острые штуковины, но, как ни странно, было совсем немного боли. Все носили белое, а лица закрывали невыразительными театральными масками цвета слоновой кости. Он часто проваливался в сон. Они спрашивали одно и то же снова и снова.
Вскоре начались видения. Обычно его укладывали, пристёгивая к столу, а врач — он предпочитал думать о них как о врачах — медленно вращал диск. На диске не было ни букв, ни цифр, только расширяющаяся линия по окружности. Врач стоял за аппаратом, и он мог видеть положение диска.
Они задавали одни и те же вопросы вновь и вновь. Когда ответы их не удовлетворяли, поворачивали диск.
***
На низком уровне ничего особенного не происходило. Иногда он разговаривал с доктором, чья маска не была собственно маской — это было его настоящее лицо. Белые губы шевелились, белый голос звучал прямо у него в голове. Этот доктор приходил только когда диск был повёрнут.
На среднем уровне он видел ползающих маленьких существ с множеством лапок.
На высоких уровнях не было ни чётких цветов, ни форм или фигур. Он терял способность различать какие-либо объекты и сущности. Его разум превращался в неуправляемый калейдоскоп.
***
Снова и снова они задавали свои вопросы, пока он не уверился в собственном помешательстве.
***
Бабочка садится на колосок. Ему интересно как её занесло сюда, ведь поблизости нет никаких цветов.
Бабочка быстра, но его рука быстрее. Он сминает её, бросает на землю рядом с собой. Он улыбается. Он завидует ей и, вытирая ладонь о лицо, представляет, что это его кровь, что он тоже умирает.
***
Однажды посмотреть на него пришла группа новичков. Все они, как и врачи, были в масках, но их сложение выдавало, что они моложе остального персонала. Доктор положил руку на выключенный прибор, обернулся к группе и проговорил:
— Неконтролируемые бессвязные мысли — признак безумия. Этот симптом можно вызвать искусственно.
Потом доктор начал поворачивать диск.
***
Через некоторое время его отпустили. Свободным отправиться куда угодно, изумлённым. Совершённого им не знал никто, однако то, что это было нечто постыдное — знал каждый. Естественно, он не мог устроиться на работу: никто, даже самый захудалый мусорщик, не будет разговаривать с обесчестившимся человеком. Семья отреклась от него. Друзья не отвечали на звонки. Незнакомцы на улицах смотрели так, словно чуяли его позор.
Сбережения оказались нетронутыми, но ему не пришлось обращаться к ним, потому что выплачивалось ежемесячное пособие. Это сделало всё еще хуже.
Размышляя в моменты просветления он понял: с ним сделали это не потому, что он совершил серьёзное преступление. Это потому, что он совершил нечто незначительное; не продуманное и спланированное преступление, а простой соблазн простого корпоративного служащего. И они не могли такого позволить. Значит, он стал примером.
Они что-то сделали с его глазами. Только так можно это объяснить. Это как те методы рекламы, о которых он слышал, когда изображение мелькает так быстро, что вы не замечаете и воспринимаете его на подсознательном уровне. Говорят, Куафе когда-то использовали такое в своей агрессивной маркетинговой деятельности.
Это работало предельно просто. Иногда, когда он моргал, на зрительный нерв подавалось изображение. Нерегулярно. Даже когда началось, могли пройти часы между «сеансами». И он никак не мог предугадать, когда это начнётся.
На изображении было место преступления. Или последствия несчастного случая, хотя он не мог представить проишествие, повлекшее такие увечья. Он никак не мог рассмотреть его подробно, поскольку изображение не появлялось, если просто держать глаза закрытыми. Было подозрение, будто что-то контролировало появление картинки: она появлялась только когда он по-настоящему моргал.
Там было много крови. И много чего ещё.
Когда этослучилось впервые, он выронил из рук пакет с едой. Он поморгал, потряс головой, потом нагнулся за пакетом. Это произошло снова, как только он схватил его. Потрясённый и напуганный, он упал на колени.
Это накатывало неожиданно каждый раз. Снова и снова.
Сцена всегда была одна и та же, хотя детали менялись. Иногда он видел нечто посреди месива, нечто с большой тёмной пастью и несколькими рядами зубов. Иногда — светлые, почти белые пятна по краям изображения; и тогда ему казалось, что это врачи, склонившиеся над каким-то крайне неудачливым пациентом.
***
Однажды в продуктовом магазине он встретил знакомого. Уважаемый человек, с некоторыми причудами, но не более. Друг, конечно, проигнорировал его. Он прошёл бы мимо, занятый своими мыслями, но вдруг заметил легкое дрожание в руках человека. Он приостановился, изучая полки с продуктами и бегло поглядывая на старого друга. И внезапно тот слегка вздрогнул всем телом. Когда моргнул.
Как громом поражённый он стоял, пытаясь понять, действительно ли видел это, и как можно было бы убедится — ведь люди даже не заговаривали с ним — пока не осознал, что сейчас может использовать своё отчуждение. Он подошёл к другу, сказал: «Простите, один момент…» — и быстро отвёл прядь волос у него за ухом.
Там был шрам.
Человек застыл и вперился прямо перед собой, как если бы услышал за спиной дыхание чудовища и пытался не оглядываться.
***
Той ночью он плакал больше обычного. Не только из-за судьбы друга, но и из-за собственного бессилия и стыда от невозможности преодолеть недуг.
***
Неконтролируемые бессвязные мысли — признак безумия. Этот симптом можно вызвать искусственно.
Слабоумие — другой симптом. Когда способность согласованно мыслить грубо нарушается, реальность индивида, создаваемая его чувствами и разумом, может отделиться от объективной.
***
Он поднимает руку и тянется вдаль. Потом опускает. Всё время он вглядывается вдаль, в небеса.
***
Неконтролируемые бессвязные мысли — признак безумия. Этот симптом можно вызвать искусственно.
Перевод © корпорация Seven Crafts