Дэм-Торсад, столица Империи Амарр, будто заклеймил меня. Он во мне, хотя я постоянно пытался стереть его гнилостный след в моей памяти. Он воздвигнут в воспоминаниях — кошмарах, на самом деле — и ты не можешь остановить его тлетворное влияние на разум. Пятьдесят долгих лет я всеми силами старался освободить себя от этих мучительных образов жестокого и озлобленного общества. Я могу вырваться из давящих стен города, но яркие воспоминания остаются. В памяти город выглядит не процветающим мегаполисом, а монументальным памятником… Памятником людям, чей инертный разум настолько придавлен традициями и привычками, что их жизнь подобна той, что вели их предки тысячи лет назад.
Я не мог не заметить — почти сразу — что в обществе укоренилась несправедливость. Знать подавляет обычных людей, которые в свою очередь растаптывают рабов. Талант ничего не значит, о людях судят исключительно по социальному статусу. Воспитываются и одобряются подсиживание и клеветничество. Знатные старики глубоко завидуют усердной молодёжи и испытывают извращённое удовольствие, раздавив кого-нибудь из них своим влиянием. Простолюдины же благоговейно смотрят на знать, страстно желают их положения и власти, но связаны традициями крепче железных кандалов.
Понятие прогресса чуждо амаррам. Кажется, что эта громадная империя построена лишь стечением обстоятельств и удачей. Но как только ты узнаёшь больше о их замысловатой системе, появляется ощущение, что они — словно большой могучий зверь, небрежно продирающийся вперед и растаптывающий любое препятствие. Их успех не в стремительных действиях, а достигается неторопливым и чётким планированием, что может занять десятилетия и даже века. Попадая в безупречно сплетённую знатью паутину, знай — это больше чем попасться самому, сюда же могут попасть твои дети, и дети твоих детей. Выбраться не проблема. Проблема выбраться живым.
За проведенные в Дэм-Торсаде годы я стал ненавидеть и презирать амарров. Их общество слишком во многом радикально отличается от галлентского. Но я научился никогда не недооценивать амарров. Их путь беспощадно действенный, и я против воли восхищаюсь всеми их достижениями за века.
Отрывок из автобиографии Yanou Lautere,
первого посла Федерации Галленте в Империи Амарр.
Перевод © корпорация Seven Crafts